Эксклюзив
08 февраля 2009
9465

Алексей Подберезкин: Выборы и новые ценности

Кроме того, такая революция предполагает смену "советско-демократической" элиты на профессионально-креативную. Учитывая консерватизм элиты, сделать это демократическими методами крайне трудно. Но необходимо. Вот почему я полагаю, что усиление авторитарных ноток в период правления В.Путина, было не просто не случайным, но необходимым, даже неизбежным явлением. Добавлю, которое пошло на пользу России.

Теоретически реформа местного самоуправления была бы способна вызвать некое движение, привлечение к участию в политической жизни интеллигенции, "размыванию" элиты креативным классом. Но это теоретически, потому что нынешняя политическая система "формирует" не только корпус кандидатов, но и победителей. Остается один способ: власть, элита, контролирующие демократические процедуры, должны осознать, что без появления в управленческой и политической элите креативной интеллигенции, она сама уже не справится с новыми задачами. Другими словами демократия и выборы должны придти "сверху". Что, повторю, в общем-то, обычно для России. В этом смысле практика "управляемой демократии" В.Суркова - единственно верная. Она направлена на то, чтобы снизить издержки демократических процедур, которые привели к хаосу 90-х годов.

Эта задача не только политическая, но и экономическая. Именно интеллигенция и "креативный класс" бизнеса, а не компрадоры, способны стать в конечном счете новой управленческой элитой государства, Творческая бизнес-элита должна вытеснить "оффшорную". Это означает, что финансовых спекулянтов и торговцев ресурсами должна вытеснить бизнес-элита, создающая новые товары и услуги. Причем преимущественно высокотехнологические. До этого все разговоры об инновациях будут пустыми рассуждениями.

Кроме того, "борьба за умы", прежде всего тех представителей интеллигенции, которые формируют общественное мнение страны, отнюдь не ослабла в эпоху всеобщей борьбы за демократию, а, наоборот, усилилась, приобретает в ряде случаев крайние формы. Эти угрозы глобализации для национальной безопасности России требуют поиска качественно новых ответов, ухода от шаблонов и старых схем. Классические методы противоборства, к которым привыкла старая элита, показывают свою неэффективность. "Оранжевые" демократии, "мягкая сила" - формы демократических выборов. Противодействовать им могут только новые формы, которые способен генерировать креативный класс. И здесь выборы в интересах креативного класса, а не чиновничества, могут стать эффективным орудием борьбы.

Очевидна заинтересованность некоторых правительств стран-лидеров глобализации в лоббировании своих ценностей за рубежом. При этом оказывается, что демократический процесс, включая выборы, становится инструментом навязывания уже не только своих ценностей, но и защиты национальных, иногда весьма эгоистических интересов. В том понимании, как это видится правящим элитам развитых стран. Политическое лицемерие здесь служит естественным прикрытием для вполне конкретных экономических и военно-политических целей. Причем, как показывает практика, демократические процедуры и инструменты оказываются вполне сочетаемы с дипломатическими и даже военными.

Это делается наиболее эффективно политически и экономически, через НПО, через СМИ, Так, радиостанция "Свободная Европа - радио "Свобода" - частная некоммерческая информационная служба, финансируется конгрессом США и вещает на страны Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии и Ближнего Востока на 29 языках. По данным самой радиостанции, ее общая аудитория составляет 35 млн. человек. Другая международная вещательная служба "Голос Америки" также финансируется правительством США. Общая аудитория - около 100 млн. человек, при этом особое внимание уделяется странам, "испытывающим недостаток в сильных независимых СМИ" .

В отличие от военной силы, экономического давления или политического шантажа демократические институты и процедуры - при умелом манипулировании - не только несут наименьшие риски, относительно дешевы, но и эффективны. В особенности против стран, которые им не противодействуют, или не способных противопоставить адекватные институты гражданского общества. Другими словами, государства, не обладающие развитыми национальными общественными институтами, становятся очень уязвимыми.

Эта мощь используется непосредственно для вмешательства во внутренние дела других стран. При этом самой удобной мишенью оказывается процедура демократических выборов, т.е. процесс формирования национальных элит. Естественно, в интересах вполне определенных стран. Очевидно, что профессиональная, национально-ориентированная, креативная элита, способная защищать интересы России, этим странам не нужна. Их больше устраивала бы ясно ориентированная на Запад элита "образца 90-х гг.".

Поразительный опыт для тех, кто еще слепо верил в привлекательность демократических институтов, нам дал конфликт с Грузией. И не только лицемерия Саакашвили и США, их пренебрежением к достоверной информации, но и готовности использовать огромные ресурсы в целях "защиты демократии". Удивительно, что даже признав агрессию Грузии, страны-лидеры глобализации уже через несколько недель запланировали проведение в спешном порядке в октябре встречу руководителей США, Франции, ФРГ, Всемирного банка и других институтов в Тбилиси. Естественно, для "защиты Грузинской демократии".

Очевидно, что идеологические ценности, предлагаемые этими структурами, не совпадают с национальными интересами России. И правда, странно было бы ожидать, что за деньги, например, американского налогоплательщика будут укреплять российский суверенитет и развивать нашу экономику. Поэтому вопрос повышения эффективности госуправления, роли "креативного класса" и интеллигенции становится вопросом политическим, от решения которого зависит суверенитет государства.

Действительно, развитой креативный класс и национальная интеллигенция способны не только нейтрализовать идеологическую интервенцию, но и создать благоприятные внешние условия для развития страны. Чем сильнее и влиятельнее национальная интеллигенция, тем сильнее ее воздействие на общественное мнение других стран. Заменить это влияние, например, государственным влиянием, очень трудно, а иногда и невозможно. Применительно к демократическим процедурам вообще и выборам в частности это означает, что реальный и эффективный контроль за ними может осуществлять только национальная интеллигенция, объединенная в развитые структуры гражданского общества. Подчеркну - реально участвующая в управлении государством, включая выборные и другие высшие должности.


Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор

8 февраля 2009 года

www.viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован