12 февраля 2003
2512

Артем Тарасов. Как нам избавить от комплексов 10 миллионов бюрократов

Созерцая Родину из-за английского бугра, я честно пытался разглядеть экономическую катастрофу, ожидающую Россию, которую постоянно предрекают в СМИ то коммунисты, то демократы, то экономисты без явно выраженной ориентации.

Тем более странно, что за пределами страны экономического краха в России не предвидит никто. Там совсем наоборот считают, что у нас должны произойти быстрые и качественные экономические изменения.

Даже статистика шокирующих фактов, таких как общее падение объемов производства, достигшее более 60%, или потерянные за 12 лет 9 миллионов рабочих мест в промышленном секторе, не приводят иностранцев в ужас.

"Дно уже рядом, - говорят они. - Значит, падать больше некуда. Будет только подъем!".

Неоспорим же тот факт, что в 1991-м году полки наших магазинов были пустыми, а сейчас мы просто завалены товарами!

Понятно, почему это произошло. Раньше весь заработанный страной капитал тратился в основном на поддержание огромных издержек неконкурентного советского производства и на оплату помощи коммунистическим режимам других стран. А сегодня эти средства переместились в торговлю и в карманы граждан. Россия трансформировалась из промышленной державы в огромный супермаркет и все больше и больше напоминает Гонконг или Дубаи.

Вроде, здесь нет ничего плохого, что сократилось неконкурентное производство, а торговля развивается так успешно!

Увы, все же есть. Дело в том, что торговый оборот не создает так называемого полезного продукта. Я имею в виду следующее: во-первых, производимую продукцию необходимую для обеспечения жизни людей, а во-вторых, прибавочный продукт, который должен приносить стране ежегодно возрастающие финансовые средства для ее развития.

На первый взгляд - парадоксально, но богатство страны не определяется благополучием ее жителей, запасами полезных ископаемых или размером ее золотовалютного запаса. Можно поселить в бедную страну, в недрах которой будут находиться миллиардные запасы природных ресурсов, тысячи самых богатых людей и даже положить в ее госбанк сто миллиардов долларов, но страна все равно останется бедной! Потому, что богатство страны определяется не количеством денег, а количеством полезного продукта, производимого на душу населения. Это - экономическая аксиома. И если смотреть с этой точки зрения, то нынешнее внешнее благополучие России на самом деле ведет к обнищанию страны.

Хотите верьте, хотите нет, но я нашел причину, из-за которой в России при ее огромном экономическом и человеческом потенциале не происходит бурного экономического развития. Я знаю, как устранить эту причину, и в этой связи претендую на выдвижение меня на Нобелевскую премию в сфере практической экономики.

Причина, безусловно, кроется в прошлом. При социализме главной "единицей" нашего общественного строя был народ. Чтобы им управлять, была создана грандиозная машина централизованного планового управления (парткомы, райкомы, горкомы, обкомы, профкомы и т.д.): огромное количество бюрократии, которая могла вывести людей хоть на картошку, хоть на встречу с партийным лидером и т.д. Но сейчас, при капитализме, главным действующим лицом является уже не народ, а каждый человек в отдельности. Понятно, что армия чиновников одним "отдельно взятым" человеком управлять не может. Тем не менее, эта армия не только не исчезла, но, как известно из печати, ее численность утроилась, при этом бюрократы продолжает безбедно жить. Для этого они делают все возможное, чтобы каждый человек, которым они уже не управляют, все равно платил бы им деньги. Это и есть главная причина того, что в России, во-первых, не убывает, а растет бюрократический аппарат, а во-вторых, все замешано на взятках, которые являются самым простым способом выживания бюрократа в новых условиях капитализма.

Вот конкретнее: в аппарате мэра Лос-Анджелеса с населением более 8 миллионов человек, вместе с самим мэром, господином Джеймсом Ханом, работают всего шестнадцать человек. А в Красноярске, который в 13 раз меньше Лос-Анджелеса, на 600 тыс. жителей приходится около 5750 муниципальных служащих - управленцев. Получается, что система наших управленцев, во-первых, пожирает тот самый небольшой полезный продукт, который еще рождается в России. Во-вторых, мешает развиваться производству и реализовываться инициативам: создает всевозможные препоны, чтобы без взятки не прошло ни одно начинание. Поэтому, в России сейчас существует убийственная система лицензий, сертификаций, согласований, сбора подписей и т.д., без чего нельзя начать ни одно полезное дело.

Как же мэрия Лос-Анджелеса обходится шестнадцатью управленцами? Кстати, совсем недавно там была даже одна незанятая вакансия! А очень просто: ведь, как мы выяснили, людьми управлять не требуется, только бюджетом!

В принципе, могли бы обойтись и 9 служащими! Знаете, что у любого человека, который живет в современном обществе, будь то в США, в России или где-то еще, всего 9 основных потребностей? Соответственно, эти девять управленцев и должны заниматься удовлетворением этих девяти основных человеческих потребностей.

Когда-то профессор Клещев, автор этой концепции, предлагал еще Горбачеву выстроить таким образом аппарат управления в Советском Союзе. Это серьезно изучали, но тогда отнеслись к программе, как к утопии. А на самом деле, на этом можно выстроить систему очень эффективного управления любой отдельно взятой административной единицей, будь то страна, регион, город или деревня. О каких потребностях идет речь?

Первая потребность человека - его защищенность: от бандитов, террористов, экологических катастроф, а также возможность отстоять свои права в суде. Вторая потребность - еда, третья - товары народного потребления, без которых человек не может жить, четвертая - жилье, пятая - работа (чтобы она была интересной и давала денег на удовлетворение предыдущих потребностей), шестая - здравоохранение, седьмая - образование для себя и детей, восьмая - социальная помощь старикам, инвалидам и детям и девятая - отдых, досуг, духовная пища, религия, искусство. Все остальное выходит за рамки насущных материальных и духовных потребностей человека.

Обратите внимание, ведь по сути дела широкие слои населения не интересует, например, сельское хозяйство: сколько собрано зерна, сколько тракторов в этом принимали участие и т.д. Человека интересует еда, как результат этой деятельности. Поэтому кто-то должен решать комплексную проблему питания, а не отдельно сбора урожая, переработки продукции, сельхозтехники, заготовки, транспорта, упаковки и т.д.

Не спешите предположить, что мое "ноу-хау" заключается в том, чтобы просто сократить армию чиновников, пожирающих полезный продукт, до девяти человек в каждом муниципальном образовании. Нет. Предлагать убрать, сократить или сделать нечто подобное с бюрократами в России было бы наивно, глупо и очень опасно для жизни!

В России вместо этого нужно просто запустить механизм перехода от системы социалистического управления к капитализму. Само собой это не произойдет, в чем мы убедились за последние 12 лет.

Суть этого механизма заключается в следующем.

Правительству нужно искусственно поделить весь бюрократический аппарат страны на всех уровнях иерархии власти на эти девять основных направлений, оставив минимальное количество управленцев с одной функцией: распределение бюджета по девяти направлениям затрат и ежедневный контроль за его выполнением. Пусть, сначала будет не девять, а, допустим, девяносто чиновников для управления городом с населением 600 тыс. человек. А всей остальной бюрократической братии предложить стать легальными миллионерами, и, не теряя своих рабочих мест, превратиться в людей, создающих полезный продукт.

Для иллюстрации этой идеи, пусть, например, будет сформирована отрасль еды, куда войдут все звенья, которые сегодня работают в управлении отдельными участками сельского хозяйства, хранения, торговли продуктами питания, заготовки и т.д. Эта команда постепенно будет переведена на полный хозрасчет!

Принцип очень простой: если за счет их деятельности заработает новая ферма, увеличится количество поставок овощей, будет открыто новое кафе и еще, "не дай Бог", откроется новый завод по производству продуктов питания, то с каждой новой точки пусть им отчисляется "в карман", гарантированно, скажем, 2% дохода, пожизненно и легально! В результате все бюрократы станут полезными жителями страны, начнут участвовать в создании того самого полезного продукта и получать за это огромные деньги. А их "бюджетная" зарплата должна не увеличиться на 36%, как предлагается в нынешнем году, а наоборот, сократиться и постепенно исчезнуть вообще. Отечественная бюрократия, в одночасье превратившись в армию менеджеров и акционеров предприятий по всем важнейшим направлениям производства и сервиса, быстро перейдет на самоокупаемость. Пятьдесят процентов инвестиций, которые сегодня уходят "на сторону", так и не достигая любого проекта в России, станут работать на его реализацию. Это открытые ворота для инвесторов!

А бюрократы в большинстве своем умные и образованные, но при этом, ущербные люди. Потому что, беря взятки, они все, так или иначе, плохо спят и живут с больными нервами.

Таким образом, мое предложение избавит от комплексов и успокоит не менее 10 млн. граждан России, сохранит для полезных инвестиций более 40% синдицированного бюджета страны, запустит малое и среднее производство в России и создаст предпосылки для мощного экономического рывка России в цивилизованный мир.

Представьте на минуту, что такое преобразование в России произошло! Тогда любая реформа станет возможной!

Давайте рассмотрим, как может решиться одна из труднейших сегодняшних проблем: накормить население России едой, производимой в нашей стране.

Прежде всего, надо понимать, что сегодня не осталось цивилизованных стран в мире, которые сами себя не обеспечивали бы питанием. По данным ЮНЕСКО, 38% импорта питания есть критическая составляющая, после чего страна теряет свою независимость. В Красноярский край ввозится 87% продуктов питания, в Москву порядка 65%. При такой зависимости от импорта продуктов питания не дай-то Бог что-нибудь случится с платежеспособностью России или что-то не сложится в политике. В стране реально может начаться голод.

Но при всех проблемах сегодня в России неплохая финансовая ситуация: профицит бюджета, золотовалютные резервы приблизились к 48 миллиардам долларов. Допустим, российское правительство прислушается к моим предложениям и решит выделить капитал для подъема сельского хозяйства и пищевой промышленности одновременно. Тогда после выше описанной мною административной реформы наше сельское хозяйство можно поднять за три года до уровня развитых европейских стран. Причем я предлагаю правительству не тратить этот капитал, а использовать его только как гарантийный или страховой, практически сохранив нетронутым в государственной казне.

Нужно сделать всего пять практических шагов. Я писал о них на виртуальных страницах РЖ еще в 1998 году. Главный из них: практическое решение земельного вопроса. Почему в России он до сих пор на практике не решен? Потому что объективно эта вопрос рассматривается только с двух позиций: можно продавать землю или нельзя. И, к сожалению, в России не работает ни одна из этих альтернатив. В нашей стране нельзя продавать землю и нельзя сдавать ее в аренду. Это наша специфика. И хотя сегодня делается и то, и другое, я настаиваю на том, что делать этого не следует.

Продавать нельзя, потому что сегодня излишки денег имеют очень ограниченное количество компаний и частных лиц. И если они скупят самую лучшую землю, то максимум, что с ней сделают, это получат право строить на этой земле или попробуют сдать ее в аренду. А это равносильно тому, что погубить землю. Арендатор, если он не дурак, первые три года будет всаживать в нее огромное количество удобрений, пестицидов, гербицидов и т.д., чтобы получить максимальный урожай. И как только земля истощится, умрет, он просто перейдет на другой участок, а старый "оставит". Ведь арендованная земля не его личная собственность. Так, в частности, в Астраханской области были загублены огромные территории, которые были арендованы под посевы бахчевых культур.

Двенадцать лет я предлагаю решить этот вопрос по-другому. Ассигнованные правительством деньги следует положить в специальный Земельный банк. Объявить на всю страну, что сельскохозяйственная земля продается по принципу "кооперативной квартиры", что любой человек, желающий работать на земле, может внести небольшую сумму и получить землю в собственность. А потом много лет выплачивать ее остаточную стоимость, например, с полученной прибыли.

Конечно, у людей, которые бы хотели пахать и сеять, нет денег даже на первый взнос. Поэтому им предлагается возможность взять первоначальную ссуду безо всяких ограничений в Земельном банке и тут же возвратить ее за полученную в собственность землю. И если вы взяли пашню, то обязуетесь на ней сеять, если делянку леса - перерабатывать древесину, если луг - пасти скотину и т.д. Если же кто-то решил на пашне построить виллу, то происходит то же самое, что и с кооперативной квартирой, когда в ней открывают цеха: владелец квартиры выселяется законным решением кооператива.

При этом если крестьянин, проработав на своей земле 10 лет, решит все бросить, он может вернуть землю обратно в Земельный банк и забрать всю сумму взносов, которая скопилась у него за эти 10 лет. Так же могут поступить и дети владельца, получившие землю в наследство.

Таким образом, первый шаг: это создание Земельного банка, который будет предоставлять ссуды на землю и саму землю всем желающим заниматься сельским хозяйством.

Один только этот первый шаг не принесет удачи. Не побегут желающие получать землю и не встанут в очереди в Земельный банк! В Российских деревнях практически не осталось жителей, там нет условий для нормальной жизни. Чтобы направить туда людей, нужно сделать второй шаг. Он заключается в следующем. Украина и Белоруссия должны России огромное количество денег. Понятно, что эти долги мы в валюте никогда не получим. Но наши должники еще не растеряли полностью свой производственный потенциал. Нужно предложить, например, Украине вернуть долги за газ, нефть и расплатиться за будущие поставки бартером, а именно: оборудованием для кирпичных и асфальтовых заводов и малыми котельными. И расставить это оборудование в бывших развитыми "сельскохозяйственных" областях и территориях.

Получается, что ссуду дал банк, и крестьянин получил в собственность землю. У него рядом появился кирпичный завод, значит, есть крыша над головой, есть асфальтовый завод - будут дороги, есть котельные - есть тепло. У него только нет пока денег, чтобы что-то начать на своем кусочке поля. Для этого нужно сделать третий шаг: внедрить биржи, на которых крестьянин сможет еще в феврале продать свой будущий урожай. А под гарантированную продажу и биржевой контракт взять деньги в банке. Это хеджирование, которое уже давно практикуется во всех западных странах.

Далее, чтобы все закрутилось - потребуется устранить дефицит сельскохозяйственной техники в стране. Чтобы устранить этот дефицит, нужно сделать четвертый шаг. Ведь все, что сдерживает приход западных тракторов и комбайнов на наши поля, это опасения зарубежных компаний, что их обворуют. Следовательно, земельный банк должен объявить о финансовой гарантии сохранности поставляемой техники, например, на сумму $10 млрд. На следующий же день все российские регионы будут завалены малыми тракторами, повозками, сенокосилками, чем угодно, - и все это в лизинг! Под будущие расчеты!

И последний шаг. Чтобы далеко не везти урожай, нужно, опять же под гарантии земельного банка, получить малогабаритные заводы по переработке сельхозпродукции. Насколько я знаю, производители этих заводов сами готовы взять кредиты в своих странах под то, что они поставят нам это оборудование. Нужно только подстраховать. Это опять легкая задача для земельного банка страны с таким капиталом. Я часто завожу об этом речь. Эти маленькие заводы быстро окупаются. Я видел вагончик, в который заливается 5 тыс. литров молока, а выходит 4 вида упакованных сыров, йогурт, творог, молоко в пакетиках, сливки, можно масло получать. А стоит он $300 тыс. Аналогичные заводики есть для производства хлеба, макарон, сосисок, печенья, колбасных изделий, пельменей, соков и всего остального.

Вот и все. У крестьянина есть ссуда, своя земля, теплый дом, к которому проведена дорога, деньги на будущий урожай, техника и, наконец, перерабатывающий завод. И очевидно, что фермер с радостью отдаст и 2%, и 3% от дохода на пожизненное обеспечение чиновника, который раньше только мешал и требовал взятки, а теперь помог организовать это хозяйство.

Я могу привести такие же конкретные примеры подъема промышленности, науки и техники, но прежде, повторюсь, нужно сделать так, чтобы многомиллионная армия наших чиновников, эта огромная прослойка образованных толковых людей, которая кормится за счет непроизводительного труда, из силы, сдерживающей развитие страны, превратилась в движущую силу прогресса в России.




12 Февраля 2003
http://old.russ.ru/ist_sovr/20030212_tarasov-pr.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован