19 июня 2009
4607

Космос как предчувствие

Выставка "Ле Бурже-2009" обозначила новые тенденции развития авиации

Основные капиталы на мировом рынке аэрокосмической техники перетекают в гражданское самолетостроение и космические проекты. Такой вывод можно сделать, анализируя итоги нынешнего салона.

В отличие от прошлых лет он не отметился какими-либо грандиозными контрактами или летательными аппаратами нового поколения. Кризис заставил пересмотреть многие планы и проекты. Зато переговорная составляющая салона была, наверное, самой активной за всю столетнюю историю авиасалона.

На "Ле Бурже-2009" основные переговоры велись вокруг мирных проектов. И тут Россия оказалась просто в выигрышном положении. Завершены работы по созданию регионального самолета нового поколения, который без лишней скромности назвали "Суперджетом". Впрочем, американцы свой перспективный "Боинг-787" вообще нарекли "лайнером мечты". Работы над мечтой идут тяжело, несмотря на огромные капиталовложения. Сдвинулись сроки сдачи в эксплуатацию европейского аэробуса-гиганта А-380. Прорывные машины делать непросто. Однако именно они определят лицо гражданской авиации в новом веке. Поэтому интерес ведущих авиакомпаний к ним остается высоким.

Если "Сухой Суперджет-100" станет завоевывать рынок в ближайшее десятилетие, то на более отдаленную перспективу у нас тоже есть задел. Россия приступила к созданию настоящей супермашины для гражданской авиации - магистрального самолета МС-21. Задумывается этот лайнер именно как прорывной самолет, в котором сосредоточатся все новейшие достижения отечественной и зарубежной авиационной науки. Выпускаться он будет корпорацией "Иркут", имеющей европейскую сертификацию производства. К слову, это единственное отечественное авиапредприятие, у которого есть подобный сертификат качества.

Предполагается широкая международная кооперация по работе над этой машиной, и на "Ле Бурже-2009" ведущие авиастроительные фирмы мира, можно сказать, наперебой предлагали свои услуги на очень выгодных условиях. Президент "Иркута" Олег Демченко сказал, что, возможно, на Московском салоне "МАКС-2009", который откроется в августе, будут названы имена некоторых зарубежных участников проекта МС-21. Если проект состоится, то Россия получит колоссальный выигрыш на мировом рынке, так как к проектированию подобных машин еще не приступали ни на "Эрбасе", ни на "Боинге".

Еще более интересные перспективы у нас в области продажи космических услуг и технологий. Россия завершает строительство экваториального космодрома Куру во Французской Гвиане. Пусковые услуги Роскосмоса дешевле американских и европейских. А создание носителя нового поколения "Ангара" даст ощутимые технологические преимущества.

Наша страна предлагает к совместному производству и эксплуатации космические аппараты нового поколения, аналогов которым в мире нет. На салоне "Ле Бурже-2009" просто блистало "НПО Лавочкина". Предприятие отвечает за научный и информационный Космос и всегда считалось мировым лидером в этих направлениях. По словам руководителя НПО профессора Георгия Полещука, сформирована достойная программа космических исследований, под которую выделены большие деньги, и они осваиваются максимально эффективно.

В этом году в НПО завершаются работы над созданием двух спутников типа "Спектр" для изучения дальнего Космоса. Сегодня этим занимаются только европейцы и американцы. Практически готовы аппараты для полетов к дальним планетам.

Уже в этом году должен стартовать в направлении Марса совершенно уникальный космический аппарат. На него возложено выполнение трех миссий: полет к Красной планете, работа на ее орбите и посадка на спутник Марса - Фобос. Наш аппарат возьмет пробу грунта с этого спутника, затем стартует и доставит уникальный груз на Землю. На своем борту аппарат несет двадцать два научных прибора, над которыми работали специалисты семи стран, а также китайский спутник, который будет летать вокруг Марса. На "Ле Бурже-2009" подписано соглашение с Францией, французские наземные системы будут дублировать управление полетом.

Готовятся спутники для полетов к Луне и строительства там роботизированной базы по проекту Luna-Glob. Прежняя лунная программа Советского Союза возрождается на качественно новом уровне и в широкой международной кооперации.

Роскосмос оказался тем участником на "Ле Бурже-2009", предприятия которого почти каждый день работы салона подписывали соглашения и контракты. Их финансовая составляющая не разглашалась, но речь можно вести о сотнях миллионов евро.

По словам руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, мы очень тесно сотрудничаем с американским NASA и Европейским космическим агентством, сверяя друг с другом как национальные, так и международные программы.

На "Ле Бурже-2009" завершились рабочие дни специалистов. В пятницу начинается нашествие простых любителей авиации. Число их будет превышать сотню тысяч человек в день.

Сергей Птичкин

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4935 от 19 июня 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован