Эксклюзив
17 апреля 2014
6025

Михаил Байдаков, Сергей Белкин: Что есть Россия!

Михаил Юрьевич Байдаков - издатель альманаха "Развитие и экономика", председатель правления "Миллениум Банка", президент Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
Сергей Николаевич Белкин - главный редактор альманаха и портала "Развитие и экономика"



Мир вошел в состояние стремительных и фундаментальных трансформаций. Воссоединение Крыма с Россией - один из эпизодов начавшегося процесса изменения политической карты мира. Движущих сил у этого процесса несколько. С одной стороны, это неизбывная алчность мировой финансово-экономической диктатуры, усилившаяся вследствие осознания приближающейся катастрофы принятой ими парадигмы существования, с другой стороны, это естественное политико-экономическое сопротивление объектов глобализации "по-американски". Есть и третья сила - это сила духовного отторжения навязанных правил игры, по которым следует отказаться от собственных традиций, ценностей, от представлений о добре и зле, от нравственных основ и ориентиров самостоятельного развития. Это не только сила отторжения, но и сила духовного самостояния, сила этического выбора собственного пути.

Россия, русский народ на протяжении всей своей тысячелетней истории находились в поиске содержания и формы общества справедливости. Это постулат, это не то, что следует доказывать. Таково наше ощущение дел, совершенных нашими предками во всем множестве поколений. Это, если угодно, вариант человеческого разумения "замысла Божьего о русском народе". Все что было в русской истории - принятие христианства, укрупнение и усиление государства, иго и борьба с ним, осознание себя Третьим Римом, Смута и ее преодоление, созидание империи от Петра Первого до Николая Второго, социалистическая революция и советское строительство, отказ от роли религии и Церкви, а затем отказ и от коммунистической системы, погружение в хаос 90-х, обретение религии - это сложный путь поиска народом справедливости. Россия - как метафизическая сущность - всегда, какими бы зигзагами ни была искривлена ее дорога, искала Правды. И выбор, который в своем сердце осуществлял русский народ - то воздвигая, то низвергая кумиров, то принимая, то отвергая доктрины, - был нравственным по своей метафизической сути. Это важно понимать: не выбором экономической выгоды или иного превосходства, а выбором этическим. То, что он иногда оказывался ошибочным, - другое дело, но свой выбор народ осуществлял в пространстве морали, веря тем, которые умели находить отклик в сердцах.

Очень часто в прошлом и, с очевидностью, сейчас наши "элиты" стремятся к отказу от этических ценностей: честный труд перестал быть мерилом успеха, нравственное поведение не является образцом для подражания... И за спиной у нас, у России - целая армия "скелетов в шкафу": не просто разрушение СССР, но целенаправленное размывание нравственной матрицы народа, разделение многих народов, русского в первую очередь, без должной моральной оценки содеянного, неправедная приватизация, оперирование коррупционным аппаратом власти, деморализация общества посредством СМИ, демонтаж системы образования, навязывание чуждых норм поведения и т.д.

В том, как протекает процесс взаимодействия тысяч факторов, вовлеченных в таинство соединения и расхождения земель и народов, многое сокрыто и непонятно. Однако мы оцениваем и измеряем события на Украине тем единственным инструментом, который у нас есть "от природы" и которому мы доверяем, - нашей совестью. Мы приветствуем воссоединение Крыма с Россией, потому что это отвечает нашему чувству справедливости. Той справедливости, которая определяется сердцем. Про которую по-русски говорят - "по совести". А не по той лишь справедливости, которую переводят на английский как justice и которая по сути своей и есть юстиция, право, законность. Конечно, и мы внимательно читаем оценки происходящего с точки зрения международного права, истории, экономики, геополитики и всего прочего. При этом - как почти всегда бывает в сфере гуманитарного знания - находятся аргументы для оправдания любых суждений.

К власти на Украине пришли неонацисты, проводящие в жизнь политику превосходства одних над другими по этническому, этнокультурному признаку. Любая система взглядов, в основе которой лежит постулат о "естественном превосходстве" одной части людей над другой, есть фашизм. И неважно, идет ли речь об этническом различии, отличии религиозном, классовом, имущественном. Или, как у наших "системных оппозиционеров", поделивших общество на "мы" и "они". Мы - "дельфины", они - "анчоусы", мы - "пчелы", они - "мухи". Такой подход и есть фашизм. Нет в этом смысле отличий: "немцы превыше всего" или "сислибы превыше всего". Главное, что "мы" - сверху, а "они" - снизу. Поэтому не надо удивляться тому, что наши "белоленточники" так дружно поддерживают фашистов Майдана: они сшиты по одной этической мерке. По той же мерке сшита мораль лидеров США и Евросоюза - ставленников мирового олигархата, поддерживающих расширение - нет, не НАТО, а влияния своей морали на Восток, усиление ее разлагающего воздействия в России.

Мы - и миллионы других людей не только в России, но и во всем мире - сшиты по другим этическим меркам, придерживаемся другой морали, иначе видим, что есть добро, а что - зло. Мы за воссоединение крымчан с Россией, потому что это правильно. Мы не рассматриваем ситуацию так, как ее пытаются расчертить иные: выгодно "присоединить Крым" или невыгодно. Вся здоровая часть России бескорыстно и радостно не только выходила на митинги "в поддержку Крыма", но и в массовом порядке готова оказать помощь и терпеть последствия от разного рода санкций. Потому что - наше дело правое!

Россия своей политикой в отношении крымчан, кажется, возвращает саму себя себе самой и призывает других к нравственному измерению политики, экономики, стратегии развития. Россия - ее политический лидер и поддержавший его народ - действуют не ради наживы, грабежа, захвата рынков, ресурсов и т.п., а из нравственных побуждений. Что же это за нравственные побуждения? Да все о те же, давно известные: чувство справедливости, коллективизма, солидарности, чувство морального долга перед близкими по духу людьми, чувство общности языка, культуры, чувство общности исторической судьбы, чувство общего метафизического предназначения. То есть именно эти мотивации - с очевидностью проявленные большинством народов России - двигают людьми, их эмоциями, состраданием и реальными простыми действиями, среди которых сбор пожертвований, продуктов, одежды, готовность ехать на защиту и т.п. Всё это - проявление духовных ценностей нашего народа, а не поиск материальной выгоды. Объяснить это тем, которые исповедуют принцип "отчего же ты бедный, если ты умный" - невозможно, но сказать об этом - нужно. Объяснить это нашей "либеральной интеллигенции" тоже невозможно. Она злобна, примитивна. В ее эмоционально-психологическом арсенале другой - усеченный - набор инстинктов: алчность, доминирование, потребление. Но обозначить наши отличия - надо!

К сожалению, пока проблема морального авторитета остается нерешенной и в мире, и в России. Нет страны, которую мир воспринимал бы в качестве морального авторитета. Это место вакантно. Может ли Россия стать мировым моральным авторитетом? Теоретически - да. Потому что большинство народа действительно несет в своем нравственном и культурном коде те качества, которые формируют представления о справедливости и стремление к ней. Но практически России до этого еще надо дорасти: моральный субъект в России пока отсутствует. Путин поставил ногу на первую ступень самой прочной в мире лестницы, ведущей к царству справедливости: он совершил правильный моральный выбор, откликнувшись на зов большинства народа. В его руках сегодня оружие непобедимой силы - то самое, о котором Александр Невский сказал: "Не в силе Бог, а в правде". Но осознает ли он это во всей полноте и глубине? Будет ли он двигаться по этой "лествице" дальше?

У России появился исключительной важности шанс перевести весь дискурс "об Украине" - более того, дискурс о парадигме мирового развития - в пространство морали. Для этого надо прежде всего сказать: мы помогаем народу Крыма, потому что так нам велит наш нравственный долг. Без акцентирования экскурсов в исторические и правовые прецеденты, без поисков этнокультурных оснований - всё это на втором месте по значимости и приводит лишь к бесплодным дискуссиям людей, говорящих на разных языках, придерживающихся разных этических оснований. Россия - исходя из осознания присущей большинству нашего народа системы нравственности - реализует на практике глубинные принципы своей внутренней и внешней политики, в которой именно в этических категориях отражены базовые ценности народа.

Нравственная позиция по отношению к событиям на Украине - это, по сути, лишь первый серьезный поступок такого рода. Работы по нравственному очищению еще очень много, и делать ее только начинают. Если политика России действительно обопрется на подлинную моральную потребность большинства народа, это станет фактом исторического значения. К сожалению, до сих пор в новейшей истории наша политика опиралась на инстинкты совсем другой ее части ... Хочется верить, что произошел или происходит фазовый переход, перемена оснований политики и стратегии России, ее Преображение. Если это на самом деле так, Россия сможет претендовать на роль лидера мировой справедливости и с полным правом обратиться к тем, которые не забыли ценности гуманизма и подлинной справедливости и не отказались от них. И тем самым, по факту, оказаться в центре морального измерения мировой политики.



Источник: альманах "Развитие и экономика", N9

http://devec.ru/politika/analitika/1543-mju-bajdakov-sn-belkin-chto-est-rossija.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован