Татьяна Богатырева: Факторы культуры и образования в стратегиях развития российского общества

Факторы культуры и образования в стратегиях развития российского общества Содержание Культура должна составлять основу развития человеческого потенциала Становление новой модели человеческого развития в России Взаимодействие социальной и культурной политики в обеспечении развития человеческого потенциала Социокультурные компоненты и характеристики человеческого потенциала Творчество и формирование человеческого потенциала Образование - интегральная часть становления и развития человеческого потенциала Образование должно приобрести иную, чем раньше, изоморфность универсуму культуры "Глобальное образование" Противоречия реформы образования в России Россия активно ищет свое место в пока еще неустоявшемся мировом балансе интересов и сил, в новом миропорядке, в котором конфигурация многих процессов меняется в соответствии с культурными и цивилизационными принципами. Ее статус, как и статус любого другого государства, в значительной степени зависит от качества параметров той культурной системы, которой она располагает. С недавнего времени исследователи, проявляющие интерес к геоцивилизационному прогнозированию, стали разрабатывать сценарии будущего развития России. В результате реализации малооптимистичных сценариев Россия оказывается в ситуации прозябания или на грани распада. Но пока еще возможен и другой сценарий. Важнейшую роль в его реализации играет скорее не интенсивное накопление материально-вещественных элементов общественного богатства, а переход к совершенно иному принципу жизнестроения, в котором социокультурные процессы будут занимать первое место, и определяющее значение для дальнейшего социального развития приобретет формирование человеческого потенциала, адекватного задачам, стоящим перед страной. В процессе реформирования российского общества происходили неоднозначные процессы, которые, с одной стороны, по-новому формировали пространство российской культуры конца века, а с другой, в силу непродуманности важнейших моментов, нарушали механизмы передачи культурного наследия от поколения к поколению, наносили ущерб культуре, образованию и науке. Сценарий развития России как державы глобального масштаба должен предполагать позитивную социокультурную динамику, эффективное использование ресурса науки, повышение внимания к понесшему урон, но все еще значительному культурному потенциалу страны, образовательному потенциалу, который сегодня должен формироваться на основе опережающего развития. Исследователи проблем глобальной социокультурной динамики считают, что российская цивилизация меньше технизирована, чем западные и в большей степени сохранила запас духовности и культурных ценностей, что имеет большое значение в будущем гуманизированном обществе. Кризисность ситуации в России вызывает сильные предпосылки для формирования "постиндустриальной научной и этической парадигм, отвечающих новым требованиям человека". Сценарий возрождения России на базе нового социокультурного строя требует решения сложнейших вопросов. На мировом уровне - это вопросы реализации российского варианта перехода от индустриального к новому общественному порядку, места России на глобальной культурной карте, вопросы "стыковки" российских социокультурных процессов с глобальными. Нельзя не согласиться с М.Чешковым, что пока глобализация для России имеет внешний характер, однако есть существенные предпосылки для того, чтобы ситуация не казалась безнадежной. Важным основанием развития процессов, которые можно охарактеризовать как "глобальность для России", ученому видится гуманистическо-экологическое сознание, агенты которого "в различных общественных движениях ориентируются на общечеловеческие ценности и, даже может быть в перспективе, на общечеловеческую идентичность". Тем не менее такие беды России как отсутствие необходимых ресурсов, неорганизованность, увеличивающееся отставание в использовании культурного потенциала и информационных средств от развитых стран накладывают жесткий отпечаток на самостоятельность социально-культурного положения страны в мире. Ситуация не может быть исправлена, пока не будут приняты меры для технологического обеспечения собственного мощного информационно-культурного пространства и активизации использования человеческого потенциала, позволивших бы принять России на себя активность в глобальном, меняющем облик цивилизаций процессе. Внутри страны на первый план выходят проблемы определения возможных направлений прорыва в будущее на основе имеющегося научно-технического, интеллектуального и культурного потенциала, поиска факторов, которые могут активно воздействовать на динамику социокультурных процессов в конкретных условиях и стать инструментом преобразований, выявления механизмов воздействия культурного развития на его другие формы. Культура должна составить основу человеческого развития Подготовка новых стратегий развития российского общества, учитывающих культурные факторы - это прежде всего разработка новых стратегий развития человека. Они должны быть направлены на достижение определенных качественных характеристик жизнедеятельности людей, некой суммы свойств и способностей, которые составляют потенциал человеческих ресурсов В российских условиях о целях, задачах, направлениях развития человека существуют весьма противоречивые представления. Во многом здесь сказываются экономоцентристские подходы, хотя справедливости ради необходимо отметить значительное расширение понятия современного "экономического человека". Главной же помехой здесь является то, что в обществе отсутствует согласие относительно целей и методов человеческого развития, порой противоположны представления о том, какими качествами сегодня должен обладать человек, чтобы ответить на вызовы эпохи, каковы должны быть его ориентиры и целевые установки, в чем состоят мотивации жизнедеятельности. В зависимости от доминирования тех или иных установок общество может трансформироваться по-разному, и также по-разному в нем может восприниматься сам характер социальных сдвигов. В условиях существования крайних мнений и той противоречивой практики, которая осуществляется представителями разных направлений, под вопрос ставятся не только общие пути реформирования, но в целом перспективы устроения России. Становление новой модели развития человеческого потенциала в России В сегодняшней российской действительности формирование человеческого потенциала зависит от решения совершенно нового класса проблем. Меняется тип общественных процессов и уникальность этапа состоит в появлении нового типа переходного общества, преобразуется вся система социально-экономических отношений, появляются новые институты, вырабатываются новые принципы жизнедеятельности. Становление конкурентной экономики и демократической политической системы сопряжены со значительными трудностями в обеспечении развития человеческого потенциала. Не хватает материальных ресурсов, проблемы обостряются сложной социально-экономической ситуацией. Кроме этого, оказалось, что тогда, когда появилась необходимость сформулировать на практическом уровне новые четкие критерии, которые конкретизировали бы основополагающие гуманистические ценности, невозможно выработать целостную стратегию человеческого развития. В русле традиционной парадигмы сохраняется ориентация на сохранение достигнутого, на малодинамичность, на патерналистскую парадигму. Понимание определяющей роли государства в развитии человеческого потенциала сопряжено с признанием необходимости значительной регламентации поведения человека, неприятием материального благополучия, якобы несовместимого с духовным развитием. Сторонники либеральной парадигмы, напротив, поддерживают идею об активной самореализации человека. В русле этой парадигмы - идеи открытого общества, политического плюрализма, расширения свободы выбора индивида. Получают распространение идеи самоценности человека, приоритета утверждения индивидуальности как безусловной ценности для общества. Социальная справедливость видится в создании одинаковых стартовых условий развития личности, а не равенства потребления. Российский вариант реформирования начался с доминирования либеральной парадигмы в общественном мнении, когда происходящее в России соотносилось с западной моделью. По мнению западников, Россия должна была стремительно изменить свой цивилизационный облик и усвоить западные образцы, игнорируя многое в своем историческом и культурном прошлом. Драматичность судьбы России заключается в том, что она не принадлежит целиком ни одной "цивилизационной нише", ни западной, ни восточной. Недаром, когда реформы пошли не так стремительно, как хотелось бы, произошел поворот общественного мнения к представлениям об особости России, внимание было обращено к традиционным ценностям и образцам, прежде всего идеям коллективизма и соборности. Это в числе других факторов дало активный повод обсуждать альтернативы: пойдет ли Россия по пути опробованному ею мобилизационного развития, по пути "догоняющей модернизации", корпоративного общества азиатского типа или в каком-то другом направлении. В России как гетерогенной западно-восточной стране эпохи формационных переходов раскалывают население на две практически равносильные части, что определяет ожесточенность реформационных процессов, - подчеркивает А. Панарин. Он отмечает, что если Россия - восточная страна по своей структуре, в ней преобладает не индивидно-номиналистическое, а соборное начало. В то же время мотивационном отношении она приобщена к культуре западной. В самой российской культуре заложен значительный потенциал альтернативности развития, и это не является чем-то особым. Утрата же такого потенциала чревата негативными последствиями. В своеобразной сентенции о проблемах цивилизационного разлома Н.Моисеев подчеркивает, что резкое усложнение жизни, технологическое развитие требуют новых форм общественной жизни, раскрепощения личности, предоставления ей свободы и раскованности, предельной либерализации во всех сферах существования и жизнедеятельности человека. С другой стороны, как подчеркивает известный ученый, недопустима однозначность, невнимание к тому, что можно потерять, следуя принципам индивидуализма и забывая про коллективизм, который не в меньшей мере может быть использован при адаптации к новым технологическим условиям. Это касается многих проявлений, - как способности организовать труд и управление в соответствии с логикой команды, стремящейся к общему успеху, так и экологического императива, накладывающего ограничения на деятельность и поведение людей. Противоречия между традиционным и модернизационным существуют всегда. Однако сам характер складывающихся между ними взаимоотношений не носит линейного характера, и не зависит только от развития экономики, но и от того, какую форму социокультурные факторы придали тому или иному обществу. Уникальность российских условий связана с противостоянием традиционного и модернизационного, которое нельзя назвать просто напряженными. Есть повод говорить о расколотости российского общества. Для А.Ахиезера, например, раскол стал центральной категорией, которая была положена в исследование им российских социокультурных процессов, а методы современного реформирования тесно связаны с необходимостью учета цивилизационного фактора, со способностью общества преодолеть противоречия между традицией и инновацией, ответить на исторический вызов опережающим самосовершенствованием творческих возможностей. Россия, "зависшая" между традиционным закрытым и либеральным открытым обществом, имеет перспективы только в том случае, если стратегии ее развития будут предполагать комбинированную деятельность по обеспечению становления свободной, зрелой личности, способной сделать правильный социальный и интеллектуальный выбор. Чтобы свобода не выродилась в произвол, необходимо ее ценностное обоснование, и чтобы действия субъекта были последовательными, интеллигибельными и предсказуемыми, он сам должен делать выбор в пользу такого рода предпосылок. Это требует новых схем использования людьми собственного социокультурного потенциала, активизации культурных ресурсов общества в целом, необходимых для выхода на более высокий уровень его самоорганизации. Составной частью усилий является систематическая оценка состояния российской культуры на государственном уровне и адекватная политика в этой области, направленная на развитие человеческого потенциала. Качественный перелом связан с обновлением всех сторон жизни людей с учетом динамизма глобальных процессов, восстановлением творческого потенциала страны. Готовность человека взять на себя ответственность и совершенствовать себя в постоянно изменяющихся условиях становится ключом к преодолению такого состояния, когда развитие влечет за собой слабость общества. В культурной политике остро встают вопросы разумного сочетания модернизационной ориентации и сбережения традиционных ценностей. Значительную остроту приобретают вопросы объединения различных политик - культурной, экономической, образовательной, информационной, социальной, экологической - в процессе формирования динамичной личности, которая может эффективно действовать в новой социально-экономической реальности. Иначе новые образцы и модели поведения, неподкрепленные эффективными мерами, могут войти в противоречие со старыми, что повлечет общество в тупики "традиционализирующей модернизации". Взаимодействие социальной и культурной политики в обеспечении развития человеческого потенциала Традиционно считается, что формирование человеческого потенциала является основной функцией социальной политики, которая сегодня порой оценивается выше других достижений социальной политики и важности любого другого вклада ее в общественное развитие, - даже в том случае, если человеческий потенциал рассматривается лишь как предпосылка экономического роста. Однако таких усилий в области социальной политики, которые направлены на формирование мотивации к трудовой деятельности, получения трудовых доходов на основе занятости, социальной защиты населения и заботы о его здоровье недостаточно для обеспечения развития, хотя очевидно, что ни одна страна сегодня не может развиваться и быть конкурентоспособной, если она всецело полагается только на использование обильных запасов дешевой, плохо обученной рабочей силы. Инвестирование в человеческий капитал как единственная мера активизации социальной политики может обернуться архаикой экономоцентристского подхода. Перспективы общественного развития, не будучи связаны с полным переносом интересов человека в сферу культуры, тем не менее в значительной степени определяются ею. Современный тип личности не может сформироваться без образовательной, эстетической, этической компоненты как условия ее совершенствования. По сути, никакие изменения в обществе невозможны, если в практической деятельности не учитываются специфика обычаев, нравов и традиций каждого народа, не ведется работа по повышению творческого потенциала личности и ее общей культуры, развитию интеллектуальных навыков, духовного здоровья нации в целом. Стратегии, игнорирующие сохранение и обогащение культурных ценностей людей, этнического наследия, нормальную совместную жизни социальных групп, базирующуюся на их самобытности и чувстве общности, являются тупиковыми, ведущими к многочисленным конфликтам Если рассмотреть и другую из важнейших функций социальной политики - достижение общественной интеграции, то здесь также нельзя не увидеть стержневой функции культуры. Проблема общественной интеграции стоит особенно остро в условиях кризиса: дезинтеграция оборачивается распадом механизмов социального контроля и регуляции, лишает общество позитивных перспектив саморазвития. Однако и в относительно благополучных странах большие слои населения крайне обеспокоены теми последствиями, которые влекут за собой общественные перемены. Так, происходящие в условиях экономического роста модернизация производства и вызываемые ею изменения рассматриваются как источник деструктивной силы и неуверенности в будущем. Для многих модернизация производства предстает своего рода социальной ловушкой, которая в конечном счете "защелкивается", если иметь в виду процессы социальной дезинтеграции. В такой постановке проблема не может быть решена упомянутыми выше способами или при помощи успешной экономической политики, так как эти проблемы усугубляются экономическим успехом, и не могут быть решены без активного общественного вмешательства, без активизации процессов общественной консолидации, повышения эффективности деятельности социальных институтов, ответственных за состояние общественной среды, актуализацию необходимых норм, мотиваций, стереотипов общественного поведения, ценностных систем. Социальное развитие не может осуществляться, если культурная и социальная политика проводятся отдельно друг от друга. Естественно, что существует собственно культурная политика (в узком смысле) как особое направление государственной и регулируемой государством общественной деятельности по стимулированию и отлаживанию социально приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных содержаний и форм общественного и индивидуального бытия. Одновременно культурная политика должна стать важнейшей составляющей социальной политики, которая в современных условиях может быть лишь комплексной социально-культурной, а также неотъемлемой частью всех без исключения направлений государственной политики в целом, выражая ее духовно-ценностный и нравственно-нормативный аспекты. Культурная политика, отражая идею культуры в качестве центрального компонента развития и центрального места человека в подлинном процессе развития, должна сегодня отражать перспективы эффективного функционирования и организации общественной жизни. Повышение уровня культуры, важнейшей составляющей которой являются обеспечение творческой самореализации человека, видятся приоритетными позициями в концепции управления социальным развитием России. Состояние человеческого потенциала в России В настоящее время Россия столкнулась со сложной задачей сохранения и развития человеческого потенциала. Те признаки, которые позволяют надеяться на реализацию оптимистичного сценария развития человеческого потенциала, лишь отчасти смягчают цену, заплаченную населением за реализацию реформ. Кризис человеческого развития в России носит комплексный характер. Его культурное измерение неразрывно сопряжено с возможностями развития в экономической и политической сферах, поддержанием занятости и определенного уровня доходов людей, охраной их здоровья, а также реализацией демократических принципов жизни, прежде всего личных свобод человека. Затяжной экономический спад резко сказался на возможностях материального обеспечения человеческого развития. Социально-экономические показатели свидетельствуют о том, что в современной России значительно сокращаются объемы государственного финансирования социокультурной сферы, происходит не только абсолютное, но и относительное снижение доли инвестиций в человеческий капитал. В то же время "большинство стран мира (притом не только развитых, но и развивающихся) увеличивает социальные расходы в целом, инвестиции в важнейший ресурс развития - человеческий фактор", и политика экономии бюджетных средств за счет образования, культуры, здравоохранения, может обернуться потерей стратегических ориентиров развития. В лидирующих в экономическом отношении странах наиболее значительные сдвиги в воспроизводственном процессе происходят не в материальной сфере, - инвестиции в нее значительно меньше социальных затрат. Ю.В.Шишков считает, что это обусловлено целым рядом причин, в частности "повышением в индустриальную и постиндустриальную эпоху роли "человеческого капитала" как главной движущей силы экономического роста и накопления национального богатства. К концу ХХ в. и природные ресурсы, и финансовые средства в этом отношении отступили на задний план, уступая главное место творческой, новаторской деятельности человека. На основе анализа национального богатства 192 стран эксперты Всемирного банка подсчитали, что на долю производственных фондов в середине 90-х гг. приходилось 16% национального богатства, природных ресурсов - 20, "человеческого капитала" - 64%. На этой прагматической почве происходит гуманизация общественных отношений: забота о человеке от его рождения до глубокой старости становится не только условием процветания общества, но и важнейшей нормой морали". Среди других причин исследователь, в частности, называет заботу западных государств о поддержке стабильной либеральной демократии, предпосылки которой состоят "в устранении классовых, этнических, религиозных перегородок" для упрочения национальных отношений и социальной интеграции. В России же практически во всех жизненно важных сферах, - проблемы социального статуса человека пока остаются очень острыми. В последнее время беспрецедентные масштабы приобрели угрозы безопасности повседневной жизни людей, вызванные возникновением вооруженных конфликтов, несовместимых с условиями человеческого существования, ухудшением криминогенной обстановки, источниками которой являются падение жизненного уровня населения, ослабление системы государственных институтов, занимающихся проблемами общественной безопасности и др. Специалисты подчеркивают, что значительную долю в структуре преступности на протяжении многих лет составляют посягательства на собственность, растет агрессивность, жестокость, корыстная направленность преступлений, а основная масса преступлений совершается ранее правопослушными гражданами. Это свидетельствует о серьезных и массовых надломах в духовной сфере личности. Показатели, определяющие уровень развития человеческого потенциала в России, отражают низкий уровень доходов населения, кризисность демографической ситуации, вызванную низкой средней продолжительностью жизни населения и при этом сравнительно высокий уровень образования, что подтверждает мысль потенциальных возможностях российского общества. В то же время они не могут показать многих специфических условий жизни людей. Наиболее активно используемый для измерения человеческого развития интегральный показатель ИРЧП не предназначен для отражения важных параметров развития социокультурной сферы, в том числе качества образования, уровня культуры, вложений в развитие интеллектуального капитала. В частности именно поэтому в последние годы в России делаются попытки построения альтернативной системы измерения социокультурной динамики. Социокультурные компоненты и характеристики человеческого потенциала Сегодня для оценки человеческого развития используются такие понятия как "человеческий капитал" и "человеческие ресурсы", позволяющие дать ему комплексную характеристику. В то же время человек как субъект истории шире "капитала" и "ресурса". Число параметров, которые характеризуют человеческий потенциал, несомненно должно быть широко развернуто и представлять собой конфигурацию из нескольких составляющих, обязательно включая в себя жизненный и личностный потенциал человека. Этот подход представляется объемным, способным высветить представления о самоценности человека, о развитии человеческого потенциала с точки зрения полноты понимания культуры как основы развития. Для решения специфических задач оценки состояния человеческого потенциала, его измерение, включающее сегодня прежде всего оценку экономического состояния страны, а также состояние здравья населения и уровня его образования, должно дополняться другими характеристиками. В их свете могут по-иному выглядеть и проблемы сохранения и развития человеческого потенциала. Так, достижение полноты характеристики российских условий должно включать с необходимостью оценку уникального сочетания в нынешнем состоянии общества параметров социального и культурного развития, которое можно охарактеризовать как социокультурный кризис. Негативные последствия этого кризиса проявляются в деформации культурного основания общественного воспроизводства, в закрытии перспектив саморазвития общества. Отношения между поколениями, морально-этические характеристики состояния общества, состояние таких механизмов социальной регуляции, как нормы, мотивации, стереотипы поведения людей в конкретном обществе, уровень социальной интеграции не всегда могут быть выражены количественно. В то же время характеристика такого рода факторов имеет важное значение с точки зрения оценки готовности общества к реформированию в целом, и, в частности к участию в рыночной трансформации, наличия соответствующей трудовой мотивации, возможностей восприятия идей индивидуальной ответственности и т.п. Очевидно, что если, например, в обществе живут сильные традиционалистские предпосылки, консервативные нормы, то это не может не определять особенности функционирования социальных институтов, предназначенных для развития человека; возникают трудности усвоения ценностей, связанных с формированием новой динамичной личности, предпринимательского поведения и т.д. К сожалению, изучению развития человеческого потенциала, да и в целом общественным изменениям в социокультурном ракурсе пока уделяется немного внимания, инструменты здесь несовершенны, отсутствует необходимый категориальный аппарат для сопряжения экономических, политических и социокультурных процессов. Сама зыбкость российской социальной реальности затрудняет выявление культурных факторов общественного реформирования и действия механизмов адаптационных процессов. Нельзя не отметить, что пытаясь выявить соотношение между социокультурными условиями и экономическими механизмами жизни общества, ученые пытаются учитывать уже существующие подходы, соединяющие экономические и социологические представления. Так, делается попытка расширить получившее сегодня распространение понятия социального капитала такими характеристиками как "понимание социокультурных сигналов и норм, поддерживающих хозяйственные и иные социальные взаимодействия, обеспечивающих возможности их использования для достижения индивидом своих социально-экономических и социально-политических целей". Некоторыми исследователями вводится также определение интеллектуального капитала. Если же в целом рассмотреть проблему, то нельзя не отметить недостаточность усилий по выявлению важной социокультурной составляющей, которая связана со ставкой на внутренние способности человека к изменениям и преобразованию самого себя. Социологи подчеркивают тот факт, что негативное отношение людей к реформационным процессам вряд ли надо целиком связывать с неудачами экономического плана, причины многих искажений целесообразно искать в наших глубинных социально-культурных традициях, архаичных и традиционалистических началах. Иными словами, необходимо знать, что сохранять и что изменять, если говорить о том человеческом материале, который сегодня подвергается мощному влиянию перемен. Обобщая результаты ряда социологических исследований последнего времени, Н.М.Плискевич так говорит о роли социокультурного фактора: "Надо признать, что за последнее десятилетие отечественные реформаторы так и не осознали необходимости серьезного учета этого фактора при принятии конкретных решений. Даже не был поставлен вопрос о важности изучения родной "почвы", выделения в ней элементов, которые необходимо нейтрализовать (или хотя бы получить представление о характере негативной реакции, чтобы учесть ее в своих действиях), так и элементов, точечные воздействия на которые способны существенно расширить поле для либеральных преобразований". Ссылаясь на мнения компетентных ученых, он подчеркивает значительную консервативность российского социокультурного поля, но в то же время тот факт, что последнее десятилетие при всех его издержках и просчетах показало, что наша "почва" не чужда либерализму. Важным итогом исследования Е.М.Авраамовой стал вывод о том, что перспективы консолидации трансформирующегося российского общества лежат в утилитарно-прагматической сфере, которая смыкается с ориентацией на здоровые истоки национальной культуры и интересом к ее наивысшим достижениям. Прагматическая ориентация не ведет ни к культурной деградации, ни к ценностному релятивизму. В условиях же городской культуры она по существу опирается на либеральный ценностный комплекс, включающий такие ценности как свобода, личный успех, соединяющиеся в обыденном сознании с традиционными ценностями. Среди зарубежных исследований, затрагивающих проблематику социокультурных аспектов общественного развития, прежде всего модернизации, значительный интерес представляют Всемирные обзоры ценностей. В них сделана попытка проследить изменения в базовых ценностях при переходе от одного типа общества к другому. Такого рода исследования проводились с начала 60-х гг. до последнего времени в различных странах мира. Обзоры отражают основные направления изменений в том, что же люди хотят получить от жизни. Учитывая различные воззрения на процессы модернизации в глобальном масштабе и их влияние на социокультурные процессы в разных странах, авторы Обзоров фиксируют значительные изменения в культурных ценностях, при этом одновременно подчеркивая устойчивость ценностей традиционных. Экономическое развитие в рамках Обзоров рассматривается в неразрывной связи с происходящими и в некоторой степени предсказуемыми культурными изменениями. Подчеркивается, что подъем индустриального общества связан с уходом от системы традиционных ценностей, подъем же постиндустриального общества - с уходом от абсолютных норм и ценностей к появлению все в большей степени постиндустриальных, рациональных ценностей, отражающих толерантность, доверие. Это позволяет говорить о некоторых общих направлениях изменений. Но ценности только частично продуцируются экономическим развитием. Модернизация как нелинейный процесс во многом зависит от сформировавших общество культурных традиций, что не позволяет заранее предсказывать победу сил гомогенизации. Для тех измерений, которые проводились в процессе исследований, принципиальным стало противопоставление традиционных (traditional) ценностей ценностям светско-рациональным (secular-rational), ценностей выживания (survival) ценностям самовыражения людей (self-expression). Предлагаемые учеными модели показывают интересные зависимости, например индикаторов модернизации экономики и кросс-национальных вариаций в ценностях выживания/самовыражения. Такого рода исследования интересны как с точки зрения оценки характера социокультурных изменений в обществе, так и с точки зрения возможностей социокультурного прогноза, раскрывающего предпосылки отдельного человека и общества к самосовершенствованию, воспроизведению в усложняющихся условиях. При включении культуры в стратегии развития важно, чтобы изучение культурных фактов, их динамики, многообразия феноменов культуры учитывалось при анализе процессов формирования человеческого потенциала. Необходимы исследования с целью определения культурных показателей развития, разработка их концептуальной и аналитической базы. Сложное переплетение различных по своей природе оценок человеческого развития должно учитываться при выработке управляющих воздействий, определении направлений общественного развития. Творчество и формирование человеческого потенциала В периоды общественного реформирования всегда усиливается "спрос" на выработку инноваций - новых идей, образов, моделей чувствования, поведения. Своеобразным подтверждением этого может являться выявленный социологическими исследованиями факт: в России уже в середине 90-х стало ясно, что реформы в меньшей степени ударили по той части населения, которые обладали творческими подходами к своей деятельности, и что эта группа выиграла от реформ. Все это предъявляет особые требования к устройству человеческой личности. Внимание переносится на ее динамичную позицию, а эволюция "социальной и политической систем в направлении обеспечения все большей свободы самовыражения личности и допущение элементов нетрадиционного поведения как необходимого условия развития индивида" рассматривается среди важнейших предпосылок будущего общества. Повышается значимость самоорганизации личности на основе самостоятельности и творчества. Именно в этом видится соответствие человека времени. Формирование в обществе такого типа личности является своего рода залогом, чтобы развитие не обрело реставрационные или изоляционистско-националистические формы. В ряде исследований самореализующиеся креативные личности рассматриваются в качестве опоры существования открытого общества. При этом не менее важно, чтобы инновации могли "жить" в обществе и иметь распространение, то есть сама культура "должна содержать в себе устойчиво воспроизводимые предпосылки коммуницируемости позитивного опыта личностной самоактуализации, ее каналы". В условиях общественного реформирования важным основанием для развития обновляющих социум процессов становится усиление инновационного потенциала культуры, который может повлиять как на развитие самой культуры, так и динамику социальных и экономических параметров в обществе, на качество "человеческого материала". Человеческий потенциал часто рассматривается как прежде всего потенциал творчества. Особенно актуальным это становится в эпоху быстрых изменений, когда люди просто не могут организовывать свою жизнь без творческого воображения и инициативы. Узкому пониманию творчества только как творчества в искусстве, культуре сегодня приходит на смену видение его как неотъемлемого компонента решения задач управления, политики, технологических проблем. Проблемы коллективного творчества имеют прямое отношение к проблемам демократического устройства жизни, совместной деятельности людей. Проблема творчества, если попытаться увидеть ее в таком ракурсе, пока еще мало изучена, но уже значимо проявляются такие подходы, которые отнюдь не связывают креативность только с художественной или научной деятельностью, а в целом рассматривают зависимость типа общественного устройства от характера деятельности людей. В концепции постиндустриального общества, разрабатываемой В.Иноземцевым, творчество предстает важнейшим хозяйственным феноменом, в качестве которого оно не было известно ни в архаическом, ни в индустриальном обществе. Его распространение рассматривается как один из основных факторов социального прогресса, оно противопоставлено труду как более высокий и совершенный тип деятельности, побудительные мотивы которой связаны с внутренней потребностью личности, ее стремлением к самореализации, умножению своих способностей, талантов, знаний и способностей. Отличие творческой деятельности от трудовой в первую очередь связано с мотивацией. "Мотивы же, являясь глубинным основанием деятельности, не обязательно проявляются в поверхностных характеристиках ее продукта. Поэтому творческий характер деятельности не может с легкостью прослеживаться на поверхностном уровне и, тем более, фиксироваться количественно. Именно с этим связаны самые серьезные трудности понимания того, что современная социальная трансформация обусловлена экспансией творческой активности". Как создаются в обществе предпосылки для креативности, как она проявляется в различных областях, как связаны творческие процессы в различных сферах жизнедеятельности человека - важный объект современных, в том числе междисциплинарных исследований. С философской точки зрения динамика творческих процессов зависит от интенсивности процесса овладения новыми сферами осмысливаемой реальности, с развитием способности восприятия действительности сквозь призму образов-символов, характером ассоциативных связей и т.д. В этом смысле большое значение имеет то, как формируются в сознании человека внутренние концептуальные структуры, как фиксируются традиции сообщества, элементы научной картины мира, стереотипы и пр. Общепризнанной теории, которая исследовала бы проблемы связи креативности и культуры нет, но сама такая взаимосвязь не подвергается сомнению. Направления исследований здесь касаются различных сфер, в том числе достаточно деликатных, например связанных с изучением соотношения культуры определенного этноса и креативных возможностей ее представителей. Среди других острых вопросов - вопросы особой эвристической ценности углубленного изучения опыта иных культур, что позволяет отказаться от многих стереотипов собственной картины мира и обратить к другим культурам, которые можно рассматривать как хранилища альтернативного знания, альтернативных механизмов оперирования информацией. Считается, например, что возможность "интуитивных усмотрений, озарений и т.п. уменьшается по мере все большего продвижения нашей цивилизации по пути преобладающего развития средств, базирующихся на символическом представлении и оперировании информацией, по пути развития систем ценностей и критериев оценок, ориентированных на такое доминирование". В этом плане опыт восточных культур, где нет такой резкой ориентации, и где по-особому действуют механизмы трансляции культурного опыта, очень ценен как источник нетривиальных ассоциаций, аналогий и решений. Среди психологических подходов, исследующих источники творчества важен социально-личностный ракурс, который обращен к индивидуальным различиям, разнообразию мотиваций и социокультурному окружению. Любопытно, какой набор черт выделяется среди тех, которые потенциально относятся к творчеству: "самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать". В рамках изучения взаимодействия социальной среды с творческой деятельностью важны наблюдения над такими переменными окружающей среды "как разнообразие культур, отсутствие/присутствие войн, наличие примеров для подражания ("идолов масс"), наличие средств (например, финансовая поддержка) и число конкурентов в определенной области. Сравнительный анализ культур ... и антропологические исследования отдельных творческих личностей ... продемонстрировали культурное разнообразие в средствах выражения творчества. Более того, они показали, что культуры отличаются и тем, в какой мере ценится творческая предприимчивость". Нельзя не затронуть еще один интересный ракурс проблем связи культуры и креативности. Его хорошо сформулировал в одном из своих высказываний Эрнст Неизвестный. Широко видя вклад художника в современную жизнь и подчеркивая неразрывную связь научного и художественного творчества, Эрнст Неизвестный пишет: "Многих современных ученых (кибернетиков, физиков и математиков), видимо, потому так интересуют экспериментальные произведения искусства, что в них наиболее наглядно видны процессы мышления. ... Внимание некоторых ученых больше всего привлекают те произведения искусства, в которых виден не только результат, но и процесс созидания. Кстати сказать, один из наиболее наглядных признаков современного искусства - стремление художника приобщить зрителя к творческому процессу, почти соавторству". Такого рода соавторство связано с приобщением к творческим импульсам в любой профессии, стимулирует формирование индивидуального творческого начала и его повсеместного распространения. Задачей, насущной для человеческого развития в России, является создание окружающего человека инновативного культурного "контекста", который выполняет формообразующую функцию для всей человеческой деятельности. В создании необходимого пространства и климата для развития творческих способностей людей и выработки инноваций, открытия возможностей трансляции инновационного опыта по каналам коммуникации в общества очень важны усилия, которые предпринимаются государством по эффективной деятельности культурных институтов, в целом такая культурная политика, которая поддерживать инновации. Культура может стать реальным фактором модернизации общества и адаптации населения к происходящим изменениям. В этом отношении вкладывать в культуру, как и непосредственно в образование - это выгодные инвестиции, которые оборачиваются интенсивностью общественного развития, умением людей творчески трудиться, в целом высоким уровнем человеческого потенциала. В ситуации социокультурного кризиса сильная государственная культурная политика может активизировать воспроизводство актуальных культурных форм, способствовать распространению культурных инноваций среди максимально широкой аудитории, достичь необходимого сочетания в культуре традиционного и инновационного начала. Проекты и программы в сфере культуры должны быть сориентированы на вовлечение как можно большего количества людей в участие в культурной жизни и реализацию их творческих способностей. Образование - интегральная часть становления и развития человеческого потенциала В условиях ускоряющихся общественных перемен и коррекции приоритетов развития человеческого потенциала, на первое место среди них выходит образование. "Высокие темпы изменений в России и в мире, нарастающая глобализация, неизбежно усиливающаяся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс, в частности, информационная революция, придают особое значение образованию как интегральной части становления и развития человеческого потенциала. Образование, отвечающее современным потребностям, выступает в качестве ключевого фактора социализации личности в постоянно меняющейся экономической, социальной и культурной среде, условием горизонтальной и вертикальной мобильности, способности к усвоению и продуцированию инноваций". Образование ХХI века призвано изменить содержание и форму развития, необходимые для выживания цивилизации. Стратегической целью образования как социального механизма самоорганизации сегодня выступает преодоление опережающего развития социального бытия над общественным сознанием, переход к определяющей роли не материальных, а духовно-познавательных ценностей по мере движения к обществу, основанному на знаниях. Этот процесс должен разумно управляться и способствовать трансформации сознания людей, что возможно в результате изменения структуры образовательного процесса с учетом необходимости целенаправленного конструирования будущего для реализации его наиболее благоприятных сценариев. В России противоречивость процессов развития образования во многом заключается в том, что обновление общества требует радикальных перемен в сфере, находящейся в кризисном состоянии. В то же время известно, что реализация такого сценария развития, в результате которого Россия стала бы сильным геополитическим субъектом, требует значительного мобилизации всех образовательных ресурсов. В этих условиях достижения определенного педагогического результата (то есть упор на гуманитаризацию, индвидуализацию, информатизацию образования, порой провозглашаемые целью реформ) явно недостаточно. Стратегические приоритеты образования заключаются в том, что оно должно быть внутренним ресурсом изменения российского общества, столкнувшегося сегодня с масштабными задачами реформирования, с прессингом глобализации, революцией информационных и коммуникационных технологий и многими другими проблемами. Именно с этой точки зрения должны оцениваться качество обучения, новизна программ, соответствие методического и информационного обеспечения учебного процесса и т.д. Задача соответствия образовательных институтов запросам различных социальных групп, региональным и культурным особенностям в условиях роста дифференциации российского общества требует соответствующих изменений в системе образования, ее превращение в модель, подлинно открытую многообразию. Среди ее основных характеристик - достижение культуросообразности и личностного характера обучения, предполагающего интеграцию способов освоения мира, переход к вариативному образованию, свободное пользование различными информационными системами, новые установки в работе преподавателя и ученика, направленные на диалог, постоянное формирование новых ориентиров образования. Построение открытой модели образования видится не только в отходе от жесткой централизации, детерминированности системы образовательных учреждений и т.д., но и открытости образования миру, учете в образовательной деятельности нового сочетания глобального, регионального и личностного аспектов. По своей сути разнообразие систем образования является отражением культурного, социального, политического, философского, религиозного и экономического многообразия, которое является исключительным достоянием. Помимо специфических содержательных моментов, связанных с отражением в образовательном процессе тенденций универсализации образа жизни современного человека и усилением регионализации развития, большое значение имеют сами организационные формы, которые позволяют совершенствовать образовательную практику. На международном уровне важно, чтобы люди в полной мере могли пользоваться этим источником многообразия путем облегчения доступа жителей каждого государства и учащихся учебных заведений каждой страны к образовательным ресурсам других государств. В частности, для высшего образование чрезвычайно важным является признание одной страной учебных курсов дипломов, степеней, квалификаций полученных в другой стране, что является одним из элементов права на образование, способствует мобильности взаимоотношений между странами Приоритетной задачей является достижение эффективности функционирования системы образования в ракурсе социального заказа завтрашнего дня, что включает проблемы как внешней эффективности образования и касается прежде всего вопросов его содержания, так и внутренней эффективности, которые связаны с организацией процесса управления. Образование должно приобрести иную, чем раньше, изоморфность универсуму культуры ... Динамизм содержания современного российского образования связан с отталкиванием от исчерпавшей себя парадигмы, отражающей связь формирования единой системы образования и единства культуры. Сегодня целостность культуры уходит, настает время различности, которая предполагает многомерность, активное взаимодействие человека с окружением, конструирование отношений, идей, оценок непосредственно в процессе этого взаимодействия. Исследователи говорят о парадигмальных изменениях в дискурсе современного знания, "закладывании" в этой области новой "теоретической арматуры", появлении нового категориального языка, и в целом создании нового концептуального пространства, связывая все это с изменением культурной ситуации рубежа веков. Совершенно очевидно, что в этих условиях образование в целом должно приобрести иную, чем раньше изоморфность универсуму культуры. Важное значение приобретает преодоление устаревших мировоззренческих подходов и философско-методологических принципов. В свете современного понимания устройства мира многие явления и процессы рассматриваются как частный случай новых теорий, происходит отказ от идей классического монизма, в концептуальном аппарате преодолеваются прежние дихотомические представления. В современных научных концепциях мир предстает в своей внутренней плюралистической природе, а бесконечность процесса интерпретации ставит вопросы, связанные не только с результатами научных исследований, но и с новым смыслом критерия научности и сущностью обобщающих методов анализа действительности. Подчеркнем, что плюрализм подходов - не право на хаос, а свободная конкуренция парадигм и разных мировоззрений, признание множества равноправных типов знания и множества интерпретаций явления, идей многомерности мира и альтернативности путей общественного развития. Одной из важнейших проблем становится формирование научных форм системного мышления, выработка в учебном процессе новых генерализирующих методов, которые бы позволили преодолеть прежние методы обобщения учебного материала, не соответствующие плюрализму культуры и динамике общественного развития. Содержательные аспекты образования с учетом социокультурного контекста должны быть направлены на многообразие и сопряжение явлений и процессов, изучение различных уровней реальности, на формирование целостных представлений о современной научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания. Научно-технический прогресс и глобальная технологизация передовых стран мирового сообщества выдвигаются в число главных аргументов в пользу приоритетной роли образования в современном мире. Понятно, что от их уровня зависит не только экономическое могущество и уровень жизни населения конкретной страны, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности ее участия в интеграционных процессах и т.д. Судьба современных технологий в той или иной стране связана не только с имеющимися материальными предпосылками, но прежде всего с уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить и усваивать новые знания. При этом овладение научными знаниями в целом предстает как весьма противоречивый процесс. Инновативные механизмы их передачи в значительной степени связаны с преодолением устаревших подходов, в то же время существенная доля сложностей возникает из-за того, что новые идеи не сразу входят в жизнь, да и сам путь научных знаний в многоуровневой коммуникации между наукой и образованием имеет свои особенности, правила, логику развития и исключает прямой перенос научных идей в учебную практику. Роль образования заключается, однако, не только в получении человеком определенных знаний. Одновременно оно выполняет и другую функцию - прививает способность человеку понимать других людей и взаимодействовать с ними. В российских кризисных условиях задача подготовки мыслящего специалиста должна дополняться не менее важными социокультурными ориентирами. В условиях той угрозы, которую кризис несет духовности человека, упадку его социальных и жизненных сил, остро встают вопросы передачи того, что порой называют "генетическим кодом общества", то есть моральных норм, традиций, ценностей. Сложный социокультурный контекст существования человека важный с точки зрения возможностей его самоопределения, выработки духовно-ценностных ориентаций, которые необходимы для формирования автономной, самоактуализирующейся личности, нынешняя модель образования учитывает лишь в малой степени. Культуросообразность образования сегодня достижима лишь на путях интегративности обучения, достижения соответствия развития образования достигнутому технологическому могуществу человека, скорости происходящих в науке и технике перемен, возможностям успешного духовного воспроизводства в условиях деформации системы передачи опыта и традиций. Это порождает необходимость формирования взгляда на мир как на единое целое в широком культурном контексте, преодоление узкоспециализированных подходов, научение оценке реальных угроз человечеству и предвидения грядущих катастроф, воспитание ответственности за происходящее. Образовательная система должна претерпеть изменения, связанные с тем, что перед лицом изменений в глобальном масштабе особо остро стоит задача обеспечения расцвета человеческой личности, обладающей творческим мышлением и способностями к саморазвитию, что невозможно без трансляции культурных и этических ценностей, без существования духовных ориентиров, выверенных с позиций перехода от человекозатратной к человекосберегающей эволюции. Опережающее образование тем более должно быть направлено на развитие тех качеств человека, которые могут определять его способности к обучению, к приобретению новых знаний. В связи с новыми задачами образования должна меняться и сама педагогическая практика. Прошлая педагогическая практика требовала достижения достаточно высокой стандартности мышления обучающегося. Образовательная же деятельность до последнего времени рассматривалась как деятельность преподавателей, "опредмеченная" в виде закрепленных в сознании учащихся систематизированных научных сведениях о свойствах и законах объективного мира. При этом знание, как правило, систематизировалось внутри одной дисциплины в соответствии с логикой ее исторического развития, учащимся предлагался набор выводов и решений, сведенных к универсальной понятности. Достоинства старой росийской системы заключались в фундаментальности и целостности образования, в признанной повсюду хорошей подготовке по математике и точным наукам (выше средних международных показателей). Однако глубина знаний не соответствовала умению применить знания в конкретных условиях, и независимое критическое знание считалось нежелательным. Происходило сдерживание поиска новых ценностей, норм и образцов, вызывающее усиление кризиса в социокультурной сфере. Вхождение в мировые социокультурные процессы требует утверждения новой личностно-ориентированной образовательной парадигмы. Дальнейшее развитие образования должно иметь более широкие перспективы, чем стремление к знанию или овладение нормами морали, а новый образ культуры осваиваться человеком в отличие от прежнего традиционного способа присвоения индивидом культуры, рефлексивно, как личный жизненный проект. "Глобальное образование" В последние годы вопросы совершенствования школы и повышения эффективности образовательного процесса связываются с осуществлением глобального подхода в образовании. Сам термин "глобальное образование" отражает появление новых подходов к пониманию целостности мира и актуализацию тех предметных областей, концепций, которые отражают устойчивость социального развития, важность международного взаимопонимания и мира, прав человека и демократии, культурного многообразия. Часто под этим широким термином понимают реализацию междисциплинарных образовательных программ, цель которых заключается в том, чтобы способствовать становлению мира, свободного от предрассудков, на основе взаимопонимания глобальной взаимозависимости и солидарности стран, взаимообогащения культур путем углубленного познания образа жизни и мышления друг друга и содействия международному взаимопониманию, терпимости, уважению прав других и отказа от расизма. Важнейшими установками глобального образования являются подготовка человека к жизни в условиях быстрого изменения и роста многообразия современного мира, необходимости совместных усилий для решения глобальных проблем, угрожающих самому существованию человека. Возрастает роль таких ценностей как человеческая жизнь и человеческое достоинство, защита приоритетов свободы от насилия, рост значения этических проблем, идеалами становятся взаимопонимание, терпимость и солидарность. Главная область глобального образования - задача избавления грядущих поколений от бедствий войны. Необходимым условием этого прежде всего видится воздействие на глубинные корни общественных перемен, уходящих в культуру и связанных с преодолением культа насилия и утверждения культуры мира. Культура мира означает соответствующее изменение ценностных структур, превращение их в основу мировоззрения и поведения людей. В послании Генерального директора ЮНЕСКО участникам международной конференции "От стереотипов войны - к идеалам мира через культуру и образование" подчеркивается: "Становление культуры мира является длительным процессом изменения в образе мышления и поведения. Поэтому ключом к нему служит образование. Ибо, хотя мы знаем, что насилие не заложено в генах, нам также известно, что в наших генах отсутствует и навыки, необходимые для осуществления социальных изменений ненасильственным способом. Это навыки диалога и переговоров, настойчивого поиска того, что нас объединяет, а не разделяет, навыки постоянного последовательного стремления к справедливости и демократии должны развиваться на основе подготовки и деятельности. Культуру мира надо понимать как глобальную школу, в которой мы все учимся жить вместе друг с другом". Понятно, что традиционные подходы к изучению такого рода проблем могут оказаться неэффективными, так как требуют значительной работы по координации и преемственности учебных планов, создания интегрированных курсов, глобально-ориентированных технологий. В рамках системы образования проблема приобщения к культуре мира решается прежде всего через изменение содержание образования и воспитания, интеграцию культуры мира во все учебные предметы Это связано с включением в учебные планы и программы, учебники и методические пособия проблем, которые бы способствовали: изучению культурно-исторических традиций, целенаправленному интеллектуальному, нравственному, эмоциональному развитию в контексте национальной культуры; формированию понимания многообразия и взаимовлияния культур; усвоению ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных культуре мира, отказу от насилия; переносу акцентов в учебном процессе с военных конфликтов в истории на ненасильственные социальные перемены и взаимное обогащение культур; культивированию позитивных ненасильственных аспектов конфликтов, методов их предотвращения и разрешения. Последнее приобретает в наши дни огромное значение в связи с распространением в различных частях мира насилия и конфликтов на межэтнической и межконфессиональной почве, в связи с ростом агрессивного национализма, фундаментализма, терроризма и дискриминацией отдельных групп населения в том или ином обществе. Конец прошлого и начало нового века в России отмечены резким всплеском таких явлений. В этих условиях для принятия решений, связанных с развитием образования, предельно важным становится учет национально-культурного разнообразия России и региональных различий. Специфика регионов обусловливает существование широкого спектра решений и в области формирования культуры мира в учебном процессе, а также преломления этой стратегии в деятельности в различных сферах. Важны взаимодействие для обмена уникальным опытом, поддержка начинаний государственных и неправительственных организаций по образованию и воспитанию в духе культуры мира, развитие в содержании образования разнообразных аспектов миростроительства, идей культурного многообразия. Особое значение как важный компонент образования приобретает обучение предупреждению и преодолению конфликтов. Для решения этой неотложной задачи необходима специальная подготовка, связанная с включением в учебные программы дисциплин, курсов, направленных на обучение как теоретическим аспектам, так и практическим навыкам, алгоритмам предупреждения конфликтов, технологиям их урегулирования и посредничества. Требуется переориентация самой культурной установки индивида, государства, сообщества на преодоление конфликтной ситуации, трансформацию ее в диалог, консенсус и сотрудничество. В новых методических разработках и обобщении накапливающегося опыта нуждается и другое важное, но относительно новое направление глобального образования - воспитание в духе прав человека и демократии. Образовательная практика в области прав человека включает понимание основных понятий прав человека и его ответственности, знание документов о правах человека, деятельности институтов и механизмов защиты прав человека, основных нарушений в этой области, формирование таких навыков как умение определять дискриминацию, признавать различия, устанавливать, преодолевая противоречия, конструктивные отношения с людьми и т.д. При этом в образовательном процессе внимание должно быть сосредоточено не только на гражданских и политических, но и социальных, экономических и культурных правах. Последнее необычайно важно в процессе построения мультикультурного общества, каким является и Россия. Сложности овладения проблематикой прав человека связаны с сохранением значимости подхода в различных культурных контекстах. Сторонники культурного релятивизма считают, что права человека в условиях многообразия носят далеко не всеобщий характер, более того, всеобщие права человека не являются необходимыми и могут нанести вред традиционным практикам защиты прав и свободы людей. Тем не менее всеобщий характер прав человека признан в международном праве, а оптимисты считают, что при быстро протекающем процессе интернационализации прав человека чертой будущей цивилизации будет единый всемирный правовой статус человека и гражданина. Отсюда важной задачей образования становится просветительская и учебная деятельность, касающаяся стандартов, содержащихся в международных договорах о правах человека и в гуманитарном праве. Технологии образования, в наибольшей степени отвечающие глобальным задачам, реализуются через подходы к обучению, основанные на современных информационнных технологиях. Вряд ли следует особо доказывать необходимость обеспечения приоритетности информационных компонент в перспективной системе фундаментального образования людей, которые будут жить и работать в информационном обществе, где важнейшую роль играют фундаментальные знания об информационных процессах в природе и обществе и новые информационные технологии. Программа воспитания культуры мира, культуры демократии с использованием новых информационных технологий могла бы включать подготовку серий соответствующих информационных продуктов, отражение необходимой информации в сети Интернет, разработку концепции применения и развития единой системы дистанционного обучения в России с учетом проблематики культуры мира и прав человека при формировании банка данных дистанционного обучения, объединение специалистов для квалифицированного изготовления и использования информационных продуктов по данной проблематике. Проводимая в России политика интеграции российского образования в мировую информационную среду уже сегодня предполагает выход на новые рынки образовательных услуг в стране и за рубежом, а также в перспективе создание сети государственных региональных и отраслевых центров дистанционного образования. Специалисты видят возможности развертывания в ближайшее время российской космической сети дистанционного образования, интегрированной в международные сети. Широкий допуск к электронным информационным ресурсам окажет влияние в будущем на весь процесс обучения, структуру дисциплин, формы самостоятельной работы, а также даст обучающимся глобальное видение мира, восприятие себя во взаимосвязи с другими, понимание других точек зрения. При обсуждении характера и масштабов данных проблем нельзя, однако, упускать из внимания вопрос о тех трудностях, которые сопровождают процесс передачи и усвоения знаний с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. Дефицит знаний и информационные проблемы входят в один из важнейших факторов, тормозящих развитие, увеличивающих разрыв между различными слоями общества. Реализация программы развития в любой сфере, в том числе в образовании, будет страдать от технологического отставания, от отсутствия доступа людей к информационным ресурсам. В России эта проблема особенно остра в региональном разрезе. В ближайшее время, каких бы успехов ни удалось добиться, разница в уровне развития организационно-технологической базы, информационный дефицит в различных регионах России будут объективно сохраняться. В этих условиях тем более становятся важны стратегии создания современной образовательной среды, открывающей доступ учащегося к нетрадиционным методам обучения, возможностям дистанционного обучения и самообразования. Ее развитие связано с формированием глобальной системы опережающего образования, способствующей формированию самообучающегося, самоорганизующегося общества. Применение дистанционного и интерактивного обучения открывает перед учащимися все многообразие культурного мирового наследия, способствующее восприятию мира как единого дома человечества. Противоречия реформы образования в России В современной России стремление к повышению эффективности функционирования сферы образования вызывает весьма противоречивые процессы. Внешняя эффективность не дает необходимого результата при выстраивании системы образования без эффективности внутренней, предполагающей оптимальное решение организационных вопросов, рациональное управление сферой, направленное на комплексные подходы, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса. В последнее время акценты начали переносится на проблемы управления качеством образованием. Это связано не только с общей необходимостью соответствия образования парадигме ХХI в., но и решением конкретных вопросов сохранения единого образовательного пространства России, учета национально-региональной специфики, развития новых образовательных технологий и т.д. Главным субъектом образовательной политики в России сегодня остается государство, которое, безусловно, продолжает нести приоритетную ответственность за состояние сферы образования, предоставление доступности образования для всех членов общества. В условиях ограниченных бюджетных возможностей государство, тем не менее, обязано осуществлять значительный объем деятельности по выработке национальных приоритетов развития образования, единых требований к образовательному процессу, а также для того, чтобы обеспечить каждому гражданину равенство возможностей, доступность и качество образования, соответствующее современным потребностям. Рынок, как правило, способен обеспечить эффект лишь на уровне отдельных людей, выделить направленность обучения в основном на экономическую, технологическую подготовку к выполнению определенного вида работ. Государство призвано решать проблемы, связанные с раскрытием долговременных перспектив развития образования, создавать условия для действия духовных, нравственных императивов, столь необходимых для полномасштабного переустройства России. Доктрина образования, образовательные стандарты, управление системой образования всегда были и остаются важнейшими сферами, в которых государство реализует свои функции в сфере образования. Сложная экономическая ситуация значительным образом сказывается на его возможностях поддерживать систему образования на необходимом уровне, что вызывает резкие суждения о ее состоянии. Тем не менее специалисты не склонны думать, что в России в последние годы произошло разрушение системы образования, объясняя такого рода высказывания скорее политическими причинами. Основные количественные показатели системы образования сохранились, что, однако является лишь одной стороной происходящих процессов. Другая сторона - это снижение государственного финансирования сферы образования, хотя образование и являлось наиболее крупной статьей расходов, выделенных на социальную сферу, составляя от 30 до 45% . В 90-е годы государство тратило на образование от 3,5 до 4,5% ВВП, из них до трех четвертей падало на бюджеты субъектов РФ. Общее сокращение ВВП почти в два раза, привело к пропорциональному уменьшению государственного финансирования системы образования. В региональных бюджетах расходы на образование имеют тенденцию к росту. При этом в общих расходах на образование возрастает доля зарплаты и расходов на коммунальные услуги, а на развитие образования тратится очень мало средств. Происходит последовательная передача проблем образования на региональный уровень. Несомненно, регионализация образования в целом является одним из основных механизмов, обеспечивающих его крупномасштабную реформу. Однако, усиление роли регионализации и особенностей национально-культурной жизни в аспекте проблем образования является очень острой и связана с проблемой сохранения единого образовательного пространства страны. Оно легко может быть нарушено в условиях действия центростремительных сил и амбиций региональных элит. В таком случае траектория развития образовательной системы России вряд ли будет соответствовать тем задачам, которые стоят перед государством в настоящее время, так как влечет за собой возвращение этнического, культурного и религиозного сепаратизма. В кризисных российских условиях регионализация образования имеет и другое негативное проявление. Она отражает глобальную тенденцию существования разрыва между числом людей, желающих получить качественное образование и имеющих возможность его действительно получить, провоцируя углубление образовательного неравенства между различными территориями, что всегда было одной из причин социально-экономической отсталости. Для жителей разных регионов России сегодня практически создаются неравные возможности получения образования. "Передача" федеральными органами финансирования образования на нижние уровни оборачивается тем, что региональные и муниципальные бюджеты не выдерживают нагрузки, так как не решены вопросы собственности, не разграничены полномочия, не действуют финансовые механизмы, неоткуда получить внебюджетные средства. Часто отношения между Федерацией и ее субъектами не закреплены законодательно, и работа идет на уровне договоров, в которых указывается, на каком уровне оказывается та или иная образовательная услуга и кто за эту услугу платит. По поводу необходимости существования законов, регулирующих развитие сферы образования существуют различные мнения. Ряд специалистов считает, что принятие законов субъектов Российской Федерации по регулированию сферы образования является наиболее действенным средством ее "оптимизации" в регионах. Другие высказывают мнение, что договорные отношения позволяют более гибко учитывать складывающуюся ситуацию и создать необходимую основу для соответствующей политики. Новая система управления образованием должна предполагать сложную координацию деятельности центра и регионов для сохранения единства культурного и образовательного пространства страны, развитие систем образования, дающих людям разных культур возможность в полной мере участвовать в процессе развития. В этой координации сложной задачей становится выработка единых подходов к реформе образования по всей стране. Проблема единых принципов и государственных стандартов, как известно, вызывает активные дискуссии, и не замыкается только на вопрос о том, какими они должны быть. Важно и то, что из себя будет представлять та школа, в которой они будут использоваться, в какой степени будет вариативным образование в целом и т.д., а главное, в чем состоит тот социальный заказ, который школе необходимо выполнять. Очевидно, что одинаковые рецепты могут не отражать разнообразия различных факторов в территориях и весьма приблизительны. Тем не менее, как это уже было рассмотрено выше, рост разнообразия не может происходить без унификации на определенных уровнях. Повышение качества образования неразрывно связано с определением тех образовательных областей, без учета которых невозможно функционирование учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и выработкой единых требований к обучению. Ситуация, отводящая регионам важнейшую роль в реформировании образования, новые потребности населения, обострение проблемы качества образования и эффективности управления им на региональном уровне вызывают необходимость разработки национально-региональных моделей образования, поиска эффективных форм применения региональных комплексных программ. Активизируются усилия по осмыслению роли национальных культур в развитии региональных систем образования. При разработке региональных моделей образования важна ориентация на специфические особенности региона. Принятие решений в области образования в том или ином регионе обусловлено такими факторами как уже имеющийся уровень образования населения, характерные особенности рынка труда, структура занятости, миграционных процессы, важнейшие региональные социокультурные особенности. Неодинаковость условий создает разные стартовых условия образовательного и профессионального роста. Одновременно важна направленность регионального образования на достижение мировых стандартов, интеграция в российскую и международную систему образовательных связей, отражающая такие тенденции мирового общественного развития как, с одной стороны, универсализация и, с другой стороны, усиление национально-культурной специфики жизни людей. Для нахождения оптимального сочетания этих двух измерений, выявления изменений в содержании образовании, повышения эффективности управленческой деятельности необходима постоянная оценка ситуации в образовании. В связи с эти сегодня поставлена относительная новая для России проблема - разрабатывается технология осуществления мониторинга качества региональных образовательных систем. Мониторинг является средством, которое позволяет поэтапно проследить качественные изменения в конкретной региональной системе по тем параметрам, которые представляются наиболее важными в определенный промежуток времени. Мониторинг дает возможность оценить соответствие обучения и воспитания определенным нормам, а также служит средством обратной связи, при помощи которого могут выбираться оптимальные пути совершенствования образования в том или ином регионе. Так, опыт мониторинга качества образования в Алтайском крае отражает заинтересованность органов управления образованием не просто в функционировании образования в сложившихся условиях, а в развитии его в контексте общественной трансформации. Комплексное изучение состояния и тенденций изменений образовательной системы края предполагает мониторинг качества обучения и воспитания на всех уровнях организации образования, а также оценку разработки и реализации перспективной модели управления качеством образования. Среди важнейших задач мониторинга - изучение качества используемых в регионе образовательных госстандартов, их национально-региональной компоненты, а также их взаимодействие на разных уровнях. В характеристике качества обучения и воспитания учитываются группы показателей, которые имеют отношение не только к уровню собственно профессиональной подготовки, но и уровню нравственно-этического развития личности, ее смысложизненным ориентациям и ценностям, уровню национально-культурной ориентированности, а также уровню сформированности ноосферного сознания и современной научной картины мира. Исходя из того, что при современных темпах обновления техники и технологии, форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, обладающих не только функциональной подготовкой, но и творческим, созидательным мышлением, важное значение придается уровню общей культуры обучающегося и укорененности его в национальной культуре. Оценка этой важной составляющей качества образования происходит по таким параметрам как уровень образованности в области отечественной классической и современной, в том числе региональной, литературы, искусства, науки; знание традиций, обычаев; соблюдение нравственно-этических требований; возможность самосовершенствования, самоактуализации и т.п.. Переход к управлению развитием образования связан в дальнейшем с внедрением национального мониторинга системы образования, позволяющего не только оценивать ситуацию, но и прогнозировать процессы в этой области. Стратегии образования, нацеленные на развитие человеческого потенциала, связаны с повышением его качества, с вариативной подготовкой, предоставляющей человеку свободу выбора, воспитывающей инициативу и ответственность личности. Сегодня уже можно говорить о достигнутых, несмотря на противоречия, результатах реформирования образования в России. Главное состоит в том, что система образования превращается открытую для оперативных изменений, дифференцированную сферу образовательных услуг. Во времена динамизма и общественной нестабильности страны, которые заботятся о совершенствовании своего образования, будут самыми конкурентоспособными. Усилия российского государства по повышению уровня образования, приоритетное внимание к проблеме подготовки специалистов, понимающих суть преобразований и способных провести их в жизнь поможет России сохранить роль передовой державы. Богатырева Т.Г., кандидат филологических наук, РАГС при Президенте Российская Федерация http://nasledie.ru/kyltyra/4_4_2/article.php?art=8

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован